Главная История Сотрудники Учебные курсы Ссылки Научные проекты Связь

 

 


СНО Публикации















Ю.К. Корнилов

ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА МЫШЛЕНИЯ

Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: Сб. науч. тр. / Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 1988. С. 3-6.

Мышление - это познание, служащее для регулирования деятельности. В силу этого его взаимосвязи с деятельностью неоднозначны. Опосредованная связь означает, что познанное, найденное используется, учитывается в деятельности, обеспечивая ее адекватность. Само познание невозможно без эксперимента, который, по сути, - тоже взаимодействие объекта с субъектом или другим объектом. Наука стремится сделать это взаимодействие по возможности наименьшим и строго учитываемым, так как ее интересуют собственные свойства объекта, его естественное, спонтанное движение и развитие. Кроме того, деятельность сама выступает в роли своеобразного эксперимента, давая пищу познанию, мышлению: она обнаруживает новые свойства объекта; выявляет несоответствия видимого и знаемого или другие неадекватности, вызывая к жизни мышление; выступает как критерий истинности познания. Во всех названных случаях деятельность служит мышлению, обеспечивая его задачи, цели. При всей важности этих видов их взаимосвязи остается неисследованным случай, когда мышление служит деятельности, обеспечивая ее адекватность. Ведь именно такая роль является существенной для мышления [12, с. 12-13].

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что во всех приведенных случаях субъект мышления выступает как субъект познания, а не как субъект деятельности, преобразующей мир. Получается, что созидательная деятельность является только условием и способом (углубленного опознания окружающего мира: воздействуя на предметы, соотнося их друг с другом, человек познает их свойства.

Однако в действительности наоборот, мышление возникает и функционирует "...для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение некоторой созидательной деятельности или ее этапа" [4, с. 94]. Мышление занимает важное место в этой деятельности, выполняя регулирующую функцию наряду с отражательной. И сама деятельность, выступая плавным условием существования человека, преобразует окружающий мир, вмешивается в жизнь природы, создает технические средства, целый мир (материальной культуры и общественных связей. Человеческое мышление постоянно выполняет важнейшую задачу - не просто познание мира, но его преобразование.

Классики марксизма огромное значение придают трудовой преобразующей деятельности человека. Труд, изменяющий природу и самого человека, выступает как условие жизни человека. "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" [1, с. 188]. Человек действует обдуманно или под влиянием страсти, но всегда стремится к определенной цели. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель" [1, с. 189].

Таким образом, преобразование природы - трудовая деятельность - ведущая черта человека, условие его существовании. Она отличает человека от животного: если для животного характерно пассивно-потребительское отношение к природе, то для человека - производительное отношение, отличающееся высокой степенью активности субъекта. Человек вмешивается в жизнь природы, преобразует ее и сам создает условия своего существования. В этой деятельности преобразования и созидания важное место занимает мышление, порождающее цели, строящее планы их реализации, обеспечивающее адекватность их осуществления в ходе деятельности.

"Отражательная функция психики, - пишет Л.И. Анцыферова,- не может быть оторвана или в какой-то мере противопоставлена ее регулирующей функции: само отражение, анализ и синтез ситуации совершаются под углом зрения необходимости регуляции действий..." [4, с. 94]. Это исключительно верное положение означает взаимосвязанность, взаимодополняемость различных форм мышления и в то же время их изначальную, (глубокую связь с деятельностью, с преобразованием мира человеком. Эта преобразующая направленность мышления особенно ярко проявляется в мышлении, непосредственно связанном с трудом, функционирующем в связи с формированием целей, планов преобразующей деятельности и их реализацией. Такое преобразующее мышление, мышление действующего субъекта, является самой распространенной и важной, но и наименее изученной его формой.

Что нового вносит рассмотрение мышления в связи с его преобразующей направленностью? Мышление служит для адекватного осуществления действий человека, т. е. сообразованности этих действий с природой предметов, условий, орудий деятельности [4, с. 79]. Обеспечение такой сообразованности - задача вовсе не простая, так как при ее решении субъект учитывает не только свойства, природу предметов, но и бесконечно меняющиеся особенности ситуации, и доступные в данном случае орудия реализации деятельности.

Важно то обстоятельство, что преобразующее мышление должно учитывать свойства предметов исходя не из их сущности; важны те свойства, которые "позволяют производить метаморфозы, соответствующие как поставленной цели, так и природе самих предметов. Следовательно, в процессе труда человек должен учитывать не только внешние свойства предметов, но и меру их ("расшатывания" - те внутренние их связи, учет которых позволяет изменить их свойства, (форму и переводить из одного состояния в другое. Эту меру нельзя выявить до практического преобразования предметов и без него, т. к. только в этом процессе она себя и обнаруживает" [6, с. 250].

Сложность и специфичность преобразующего мышления подчеркивает К.Р. Мегрелидзе. Изменение природных данных требует решения ряда задач: какое изменение должен претерпеть предмет, какими средствами, как получить эти средства и т. д. "Каждый раз субъект вынужден искать новые решения, постоянно выходя за пределы знакомого круга, ставя вещи в новом свете и поворачивая их разными сторонами" [10, с. 118].

Стремясь подчеркнуть сложность описываемого процесса, К.Р. Мегрелидзе вынужден употребить новые языковые средства, стараясь выразительностью языка скомпенсировать неразработанность теории. Оперируя над вещами, субъект, по его выражению, "вынужден обходить их со всех сторон", "заглядывать в самое нутро вещей и присматриваться к их строению и "поведению".

Таким образом, производя всякого рода сечения в природе, разлагая и складывая, "мучая" и испытывая вещи, субъект изучает и познает их". "Ведь для того, чтобы подчинить вещь своей воле, нужно найти ее "слабую сторону", с которой она легче сдается и оказывает меньше сопротивления" [10, с. 122].

В работе К.Р. Мегрелидзе специально обсуждается проблема средств достижения цели. То обстоятельство, что предмет, формируемый рукой человека, помещается им между собой и природой в качестве средства воздействия па нее, является моментом беспримерной исторической важности для утверждения и развития мышления человека [10, с. 138]. Создавая средства преобразования действительности, человек расширяет свои естественные возможности. Однако и мышление его уже учитывает имеющиеся или возможные средства и в силу этого заметно меняется. Важно поэтому изучение арсенала средств субъекта, мышление которого предполагается исследовать. В связи с этим необходимо указать, что в перечне параметров, требующих учета при изучении преобразующего мышления, заметно отсутствие самого субъекта, осуществляющего действия и решающего задачу. Ведь важен, например, уровень освоенности тех или иных средств; в качестве таких средств могут быть рассмотрены и навыки, стереотипы, умения этого субъекта.

В работе рассматриваются и другие моменты, актуальные для мышления в свете его преобразующей направленности. Так, говорится об опосредствующей деятельности человека, в которой "состоит сила человеческого мышления и секрет бесконечного роста его мощи" [10, с. 149], когда человек вызывает взаимодействие вещей, не вмешиваясь непосредственно в этот процесс, и все же осуществляет свою собственную цель.

Преобразующее мышление специфично и в отношении ответственности за производимые преобразования, и особенно за сопутствующие изменения, возникающие последствия и т. д. Бывает и так, что "действия имеют известную желаемую цель; но результаты, на деле вытекающие из этих действий, вовсе нежелательны. А если вначале они, по-видимому, и соответствуют желаемой цели, то в конце концов они ведут совсем не к тем последствиям, которые были желательны" [2, с. 306].

Исследование мышления с учетом его преобразующей направленности отвечает принципу системности изучения психического [9] и ставит целый ряд его свойств и особенностей, выявленных в прикладных исследованиях [7, 8, 11, 13], в ряд новых общепсихологических свойств мышления (например, недизъюнктивность) [5, 11]. По всей видимости, в общей психологии мышления при расширении сферы ее исследований будут найдены и другие закономерности. "Наука о мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления... Теория законов мышления отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная "вечная истина", как это связывает со словом "логика" филистерская мысль" [3, с. 366-367].

ЛИТЕРАТУРА


1. Маркс К. Капитал. Т. 1. - М., 1960. - (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.; Т. 23).
2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 306.
3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 20. - С. 366-367.
4. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969. - С. 57-117.
5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979. - 230 с.
6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. - 424 с.
7. 3авалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. - М., 1985. - 221 с.
8. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. - Ярославль, 1984. - 73 с.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. - 444 с.
10. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. - Тбилиси, 1973. - 438 С.
11. Мышление, общение, практика / Яросл. ун-т. - Ярославль, 1986. - 168 с.
12. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1948. - 147 с.
13. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. - М., 1969. - 303 с.
 
Кафедра общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова E-mail: vopros.ps@mail.ru
creative web design

Hosted by uCoz